Эльмира Хаймурзина: «Местная власть должна быть сильной, ответственной и понятной для жителей»

17.04.2014

21 апреля в России –День местного самоуправления. Этот праздник был учрежден в 2012 году указом Президента России Владимира Путина для повышения роли и значения института местного самоуправления. Сегодня в ведении местной власти десятки крайне важных вопросов: от освещения улиц до утверждения градостроительной политики, от охраны объектов культурного наследия до уборки мусора. Местное самоуправление – это администрации районов и поселков, советы депутатов городских округов и сельских поселений, территориальные организации самоуправления и сходы граждан.

В настоящий момент в Государственной думе обсуждаются изменения в закон об общих принципах организации местного самоуправления, а в Московской области идет работа по совершенствованию системы местного самоуправления. Накануне праздника мы обсудили эти темы с начальником Главного управления территориальной политики Московской области Эльмирой Хаймурзиной.

В Государственной Думе в первом чтении приняты поправки в 131-й Федеральный закон – основной документ, определяющий принципы формирования и работы органов местного самоуправления в России. В связи с чем возникла необходимость корректировки закона?

– Когда мы говорим о местном самоуправлении, о непосредственном участии жителей в решении проблем своего города или поселка и выработке путей их развития, мы должны признать, что это, с одной стороны, новый для нас институт, а с другой – традиция, имеющая большую историю. В этом году мы отмечаем 150-летие Земской реформы. Земства фактически стали прообразом современной системы муниципального управления. Однако после Октябрьской революции они были упразднены, а сама традиция местного самоуправления утрачена.

В 2003 году при разработке и принятии первой версии закона «Об общих принципах организации местного самоуправления», депутаты Государственной думы могли опираться только на теоретические выкладки и опыт других стран. За прошедшие 10 лет была наработана значительная практика в этой сфере. Сегодня и у федеральных законодателей, и у регионов, и у представителей местной власти есть понимание, какие нормы закона действительно поспособствовали развитию муниципального самоуправления, а какие положения, напротив, нуждаются в корректировке.

Необходимость внесения поправок в упомянутый выше 131-й закон озвучивалась самими представителями местного самоуправления. Напомню, эта тема подробно обсуждалась на встрече Всероссийского совета местного самоуправления (ВСМС) с Президентом Владимиром Владимировичем Путиным в ноябре прошлого года.

О каких именно потребностях идет речь? Какие цели ставят перед собой законотворцы и какими принципами они руководствуются, реформируя систему?

– Принцип простой и понятный. Его неоднократно озвучивал глава государства: «Самое главное, муниципалитеты должны стать в полном смысле состоятельными, и прежде всего в финансовом плане». Владимир Путин назвал развитие сильной, независимой, финансово состоятельной власти на местах одной из важнейших государственных задач.

Основная цель изменений 131-го закона: найти баланс между объемами полномочий, финансирования и возможностью обеспечивать обратную связь между населением и властью. То есть, местная власть должна быть сильной и способной исполнять взятые на себя обязательства, при этом она должна быть близкой и понятной для жителей. Мы не должны допускать ситуации, когда люди не знают, чем занимается их глава или не могут попасть на прием к муниципальному депутату.

– В том проекте закона, который принят в первом чтении, предусмотрено, что администрацией муниципального образования будет руководить сити-менеджер, нанятый по конкурсу, а глава города будет избираться из состава депутатов. При этом принимать решение об отмене прямых выборов будет, в том числе, и регион. Какова позиция Московской области по этому вопросу?

Сохранять прямые выборы глав или отказаться от них – один из ключевых дискуссионных вопросов. Этот вопрос обсуждался на круглом столе с участием глав муниципальных образований, депутатов и правительства области на площадке Московской областной Думы. Наша позиция такова: прямые выборы должны быть сохранены. Но регион должен иметь возможность участвовать в выборе модели формирования органов местного самоуправления для муниципалитета. Это необходимо для того, чтобы местные советы не вносили изменения в Устав в угоду минутным интересам. Эту позицию разделяет и ряд других регионов.

Московская область озвучивала свою позицию во время обсуждений законопроекта в комитете Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления и на площадке ВСМС. Мы выступили с инициативой о том, чтобы субъект федерации имел право влиять на то, избирается глава на прямых выборах или из состава совета с учетом специфики муниципальных образований.

Практика Московской области показала, что и у прямых выборов, и у выборов из состава совета депутатов есть свои преимущества и недостатки. Так, глава, которому жители делегировали право управления на прямых всенародных выборах, в большей степени чувствует ответственность непосредственно перед избирателями. При этом глава, избранный из состава совета, в свою очередь больше заинтересован в том, чтобы учитывать интересы всех политических и общественных сил, действующих на территории. Именно поэтому мы полагаем, что у муниципальных образований и у региона должен быть выбор: какую модель применять на той или иной территории, исходя из ее потребностей.

Отмечу, что законопроект пока прошел только первое чтение и в него еще вносятся поправки, которые будут обсуждаться во втором и третьем чтениях.

– Федеральные эксперты отмечают, что районы чрезмерно расширили свои полномочия в ущерб поселениям. Почему это происходит?

– На практике зачастую именно поселения становятся инициаторами передачи полномочий. Например, в Московской области 45% поселений передали на районный уровень утверждение Генеральных планов и Правил землепользования и застройки.

Губернатор Московской области Андрей Юрьевич Воробьёв настаивает на следующем принципе: «Полномочия должны быть там, где есть возможность их реализовать. Не зарабатываешь сам – передавай полномочия в район». Если говорить на бытовом уровне, то можно обязать наши поселения организовывать космические полеты, но если там элементарно нет средств и человеческих ресурсов, ракета запущена не будет, кто бы что бы ни говорил про разделение властей. Поэтому когда у поселения нет средств, когда задачу проще, эффективнее или экономичнее решить централизованно, полномочия передаются в район.

– Перераспределение полномочий между поселениями и районом – это мера, которую Вы ранее упоминали в контексте работы по совершенствованию системы местного самоуправления. Кроме передачи полномочий от поселений районам, каких еще удалось достичь результатов?

Конечно, в первую очередь я бы хотела упомянуть Королёв и Юбилейный. Эти города фактически образовали единую агломерацию с общей инфраструктурой, транспортом, социально-бытовой средой, историей. Этой территории было необходимо единое правовое и административное поле для решения давно назревших проблем: строительства дорог, ремонта инженерных коммуникаций, ведения продуманной градостроительной политики, развития производства.

Вы знаете, что Королёв и Юбилейный – это центр отечественного ракетостроения и космонавтики. В этих городах решаются важнейшие для страны задачи по укреплению нашей обороноспособности, развитию науки и внедрению инноваций. Мы не могли допустить, чтобы эти территории были проблемными в социально-экономическом плане. При этом и в области, и в муниципалитетах было понимание: дальше развивать города порознь просто невозможно.

На протяжении последних четырех месяцев мы провели большую и кропотливую работу. Местные депутаты активно включились в работу, были проведены широкие общественные консультации. Губернатор Андрей Воробьёв встречался с представителями градообразующих предприятий Королёва и Юбилейного, местными депутатами и сотрудниками администраций. В итоге был выработан комплекс первоочередных мер по ускорению социально-экономического развития данной территорий, который стал основой для Перечня поручений Губернатора Московской области в адрес профильных ведомств и местных органов власти. Работа по исполнению поручений уже начата. Советы депутатов Королёва и Юбилейного уже приняли решение по объединению. Сейчас идет работа по подготовке проекта областного закона о формировании нового муниципального образования – самого большого наукограда страны.

Еще один результат работы по совершенствованию системы местного самоуправления – повышение активности наших жителей. К настоящему моменту в Московской области создано более 150 ТОСов (территориальное общественное самоуправление), которые охватывают свыше полумиллиона граждан. Это свидетельство того, что жители Подмосковья готовы активно участвовать в жизни своего города, поселка.

При этом мы должны понимать, сегодня и Московская область, и регионы по всей стране держат некоторую паузу. 131-й Федеральный закон – фактически Конституция для местного самоуправления. Поэтому прежде чем продолжить работу по совершенствованию системы местного самоуправления на региональном уровне мы должны дождаться, пока на федеральном уровне будут определены основные принципы организации работы и формирования местной власти.

– В Конституции, да и в упомянутом выше 131-федеральном законе прописано, что муниципальная власть независима от государственной власти. Означает ли это, что фактически работа ведется параллельно? Каким образом строится взаимодействие?

Если мы говорим о региональном лидерстве, мы должны понимать, что ни областные власти, ни муниципальные в одиночку не справятся с этой задачей. Для того, чтобы Московская область стала самым комфортным регионом страны, мы должны действовать сообща. И это взаимодействие организовано. В области действует множество региональных программ, в рамках которых муниципалитеты и регион совместно решают приоритетные задачи – от строительства МФЦ до модернизации жилищно-коммунальной инфраструктуры, от строительства социальных объектов до ремонта дорог.

Правительство Московской области и главы муниципальных образований существуют в едином информационном пространстве. Каждое заседание правительства проходит в режиме видеоконференции с руководителями муниципалитетов. Регулярно проводятся Высшие советы под руководством Губернатора Московской области, в которых участвуют руководители всех профильных ведомств Правительства области и главы муниципальных образований, на которых обсуждаются самые актуальные вопросы развития области, требующие взаимодействия.

Главное управление территориальной политики Московской области активно взаимодействует с муниципальными образованиями на площадках рабочих групп, в том числе при Московской областной Думе. Создана рабочая группа при Главном управлении территориальной политики Московской области, в рамках которой взаимодействуют муниципальные образования, вовлеченные в работу по совершенствованию системы местного самоуправления.

– Ну, и последний вопрос. Предлагаю Вам сделать подарок главам муниципальных образований Московской области: каков секрет успешного взаимодействия с правительством Московской области?

Этот «секрет» уже раскрыл Губернатор Андрей Юрьевич Воробьёв в своем послании «Наше Подмосковье. Идеология лидерства»: «Чтобы стать частью команды Подмосковья, нужно соответствовать трём обязательным условиям. Это профессионализм, открытость и партнёрство. Другими словами – работа, основанная на доверии и выполнении договорённостей». Словом, нам по пути со всеми, кто готов много и результативно работать на благо жителей Московской области.