Виктор Королихин, руководитель Главного контрольного управления Московсой области: «Наша главная цель – не наказать, а научить заказчика»

23.04.2014

К концу прошлого года по инициативе Губернатора Андрея Воробьёва были существенно расширены полномочия Главного контрольного управления нашего региона. Об изменениях в работе Главного управления, об итогах последних проверок в Лотошинском и Озёрском районах, а также о главных задачах своего ведомства в целом рассказал руководитель ГКУ Московской области Виктор Королихин.

Чёткий контроль за расходами

– Какие задачи сегодня решает Главное контрольное управление?

– Для того, чтобы бюджетные деньги расходовались макcимально эффективно и в соответствии с требованиями закона, необходимо контролировать эти расходы. Реализация полномочий Главного управления направлена на решение этой задачи.

Примерно с середины прошлого года ГКУ осуществляет полномочия по контролю в сфере закупок в отношении государственных заказчиков, а также муниципальных заказчиков, в случаях, установленных законом.

Кроме того, постановлением Губернатора Московской области в ноябре 2013 года на ГКУ были возложены полномочия по контролю за эффективностью и целевым расходованием средств бюджета Московской области, в том числе за расходованием средств, предоставленных муниципальным образованиям в форме субсидий, субвенций и т.д.

Таким образом, в настоящее время мы осуществляем контроль в сфере закупок, который предусмотрен Федеральным законом о контрактной системе, а также контроль в бюджетно-финансовой сфере, установленный Бюджетным кодексом РФ. По сути, данные полномочия охватывают все направления расходования средств органами власти Московской области, бюджетными и казёнными учреждениями, а также органами местного самоуправления, которым из бюджета области были предоставлены средства. Для реализации этих полномочий в структуре ведомства сформированы соответствующие подразделения. Прежде всего, это четыре управления, осуществляющие контроль в бюджетно-финансовой сфере, два управления, обеспечивающие контроль в сфере закупок, кроме того, управление, осуществляющее контроль за планированием, обоснованием закупки и начальной цены контракта, а также исполнением контрактов. Для применения мер административной ответственности к нарушителям бюджетного законодательства и законодательства о контрактной системе в составе юридического управления ведомства создан отдел административной практики.

216194.jpg

– И у всех прописаны определённые функции?

— Да. В бюджетно-финансовой сфере это контроль за расходованием бюджетных средств, в том числе расходованием субсидий и субвенций. Мы проводим проверки, делаем контрольные обмеры, смотрим всю первичную документацию и при выявлении нарушений, после подписания акта проверки вправе выдать объекту проверки предписание о возмещении причинённого ущерба или представление о нарушениях бюджетного законодательства.

В сфере закупок мы контролируем всю процедуру определения поставщика от публикации извещения до заключения контракта, а именно своевременность публикации извещения, соответствие документации о закупках требованиям закона, правомерность действия заказчика и комиссий при проведении закупок. Рассматриваем жалобы, которые к нам поступают от участников закупок. Кроме этого мы контролируем все этапы закупки от планирования до исполнения контрактов. Кстати, основные злоупотребления, которым мы должны поставить жёсткий заслон, происходят при подготовке документации о закупке и при исполнении контрактов.

Вплоть до отмены торгов

– Процедура контроля предусматривает как плановые, так и внеплановые мероприятия?

– Контроль в бюджетно-финансовой сфере осуществляется путём проведения плановых и внеплановых проверок, ревизий и обследований, в сфере закупок проводятся плановые и внеплановые проверки.

План контрольных мероприятий разрабатывается на полугодие. Внеплановые проверки сотрудники ведомства проводят при поступлении информации и жалоб от граждан и юридических лиц о нарушениях законодательства в сфере закупок или бюджетно­финансовой сфере, а также в целях проверки исполнения ранее выданных предписаний.

При выявлении нарушений в ходе проверок в сфере закупок возможна выдача предписаний, например, о внесении изменений в документацию о закупках, об отмене протоколов комиссий, предписаний по отмене торгов.

– Отмена торгов это, наверное, крайняя мера?

– Всё зависит от вида нарушения, на каком этапе это нарушение произошло. Но это, безусловно, можно считать крайней мерой.

Но наша главная цель не наказать заказчика, а, выявив нарушения, научить и заставить его правильно работать. Потому что наказать – это проще всего. А вот объяснить, как и что правильно делать, гораздо сложнее. И с этим иногда бывают проблемы.

Больницы: аферы или бесхозяйственность?

– В чём именно состояло недобросовестное расходование бюджетных средств, если говорить о самых громких историях последнего времени – нарушениях, допущенных в Лотошинской и Озёрской центральных районных больницах?

– На капитальный ремонт Лотошинской центральной районной больницы, из бюджета Московской области направлено 78,4 миллионов рублей.

Проблема, прежде всего, в оплаченных, но не выполненных работах. Так, в ходе контрольных мероприятий установлено завышение объёмов выполненных работ на общую сумму 20,5 миллионов руб. что составляет 23% процента от общего объёма принятых по актам работ. При этом, за фактически не выполненные работы было оплачено 9 млн руб.

Проверкой установлено, что принятые по актам приёмки отдельные работы по капремонту хирургического, реанимационного и приёмного отделений, подвальных помещений фактически не выполнены. Кроме того, не досчитались более ста дверных блоков, установлено завышение стоимости малярных работ. При этом деньги необоснованно списывались. В стационаре и родильном отделении не функционируют системы вентиляции, на их ремонт безрезультатно использовано более 8 миллионов рублей из бюджета Московской области. Перечислять нарушения можно ещё долго.

– То же самое в Озёрах?

– Там другая ситуация. Там не установлено не выполненных работ, включённых в акт, зато много фактов завышения начальной цены контрактов за счёт необоснованно завышенной стоимости материалов. Так, по смете обрезная доска стоит, скажем, 10 тысяч рублей за куб, а на самом деле рыночная стоимость этого материала меньше 6 тыс. руб. То же самое с дверями и оконными блоками.

Вот как так может быть? Проводится ремонт, но никакая проектная документация при этом не разработана. Есть просто смета. Дефектной ведомости тоже нет. В итоге подрядчик выполнил заказ и ушёл, а больница осталась недоремонтированной.

– И что теперь – прокуратура?

– Не надо опережать события. Думаю, все необходимые выводы будут сделаны. По результатам проверки Главное контрольное управление Московской области направит в администрацию Лотошинского муниципального района предписание о возмещении в областной бюджет денежных средств, оплаченных за невыполненные и завышенные объёмы работ, привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушениях. Кроме того, решено передать дело в правоохранительные органы.

По результатам проверки Озёрской районной больницы также будет подготовлено представление о выявленных нарушениях.

– На ремонте больниц кто-то хотел «сэкономить»?

– Вопрос не в экономии, а в том, как эффективно распределить и израсходовать выделенные средства бюджета. Конечная цель ремонта, на которые потрачены средства бюджета, – получить помещения больницы, отвечающие всем требованиям СанПиНа.

Работы непочатый край

– Теперь, наверное, предстоит расширение штата ГКУ?

– В ноябре прошлого года при возложении на Главное контрольное управление Московской области полномочий по государственному финансовому контролю штат уже увеличили на 40 сотрудников, в настоящее время штатная численность ведомства – 130 чел. Для проведения проверки в каждом конкретном случае создаётся инспекция, численностью не менее трёх человек, в зависимости от объекта проверки. Если проверяем объекты строительства, капитальный и текущий ремонт, реконструкцию необходимы специалисты, знающие специфику строительно-ремонтных работ и сметное дело. Для эффективной работы ведомству требуются хорошие специалисты. Объём проведённых контрольных мероприятий напрямую зависит от квалификации и опыта сотрудников. Причём, нам нужны не только грамотные, но честные и принципиальные люди. К подбору кадров подходим не только по профессиональным, но и по чисто человеческим критериям.

Алексей Андреев, «Ежедневные новости Подмосковья»