Л: Логопед

06.12.2013

Елена Швердякова

Есть такой анекдот: «Родители уже смирились, что их сын немой, ведь до семи лет он не произнёс ни одного слова. И вдруг однажды за завтраком он внятно произнёс: «Каша подгорела». Родители принялись восклицать: «Как?! Ты говоришь? Почему же ты раньше молчал?» На что сын спокойно ответил: «А раньше всё было нормально».
Когда же стоит всерьёз проявлять беспокойство, если ваш малыш упорно молчит? В каком возрасте ставят диагноз «задержка речевого развития», и можно ли это исправить? Эти вопросы привели меня к профессионалу своего дела, учителю-логопеду с двадцатипятилетним стажем Елене ШВЕРДЯКОВОЙ. Заодно захотелось выяснить, как и почему человек выбирает профессию логопеда.

Дети все особенные

Сейчас штатный или приходящий логопед принимает чуть ли не в каждом детском саду. Но Елена Васильевна работает не с обычными, здоровыми ребятишками, не выговаривающими зловредную букву «р», а с теми малышами, чьи диагнозы звучат невесело: «детский церебральный паралич», «задержка психического развития», «эпилепсия»…

Принимает логопед в Московском областном центре реабилитации инвалидов (МОЦРИ), где малыши проходят лечение бесплатно. Сейчас их чаще называют детьми с особенностями, хотя, по большому счёту, таковыми являются все люди в начале своей жизни. Но бывает индивидуальность такого рода, которую хочется исправить, чтобы ребёнку стало легче жить.

Наибольший эффект даёт комплексная работа логопеда, врача и психолога, ведь болезни у ребятишек сложные, и только совместные действия специалистов могут принести пользу. У Елены Швердяковой кабинет небольшой, но удаётся делить эту комнату на несколько зон: рабочее место, зона занятий, зона массажа, методическая зона. Поскольку с ребёнком логопед занимается чаще всего индивидуально, места хватает, хотя на занятии обязательно присутствует кто-нибудь из близких родственников.

— Родителям наших пациентов надо ставить памятники при жизни – такие это самоотверженные люди, — уверяет Елена Васильевна. — Они готовы отдавать последние силы, лишь бы в лечении ребёнка был прогресс. Я всем даю домашние задания, потому что без этого невозможно закрепить достигнутое на занятии, и вижу – все работают с детьми дополнительно.

Капля камень точит

И результаты рано или поздно появляются, хотя у некоторых степень заболевания очень тяжёлая. Бывает, целый год приходится только «дуть в трубочку», работая над выработкой направленной воздушной струи. Ведь у здорового человека во время разговора воздух идёт через рот, а у больного ребёнка мягкое нёбо бывает парализовано и возникает дыхание «в нос». Чтобы научиться говорить, необходимо сначала привести в норму речевой аппарат. Для достижения лучших результатов, Елена Васильевна прошла курсы специального массажа, освоила точечный, зондовый и ручной массаж, с помощью которого удаётся остановить обильное слюнотечение у ребёнка, научить его жевать. Да, бывают и такие случаи…

Казалось бы, о том, чтобы такой больной начал говорить, и речи не может быть, однако ни родители детей, ни логопед не сдаются. Крохотными шажками они вместе продвигаются вперёд, а каков будет итог их работы – одному Богу известно. Случаются настоящие прорывы. Бывают неудачи. Жизнь остаётся непредсказуемой, и чудеса по-прежнему случаются. Часто бывает, что тяжёлый диагноз доктора со временем снимают, видя, как успешно развивается ребёнок.

Швердякова не отказывает никому из пациентов, не случайно на её рабочем столе лежит Библия. Никому ничего логопед не обещает, ведь творить чудеса не в её компетенции, но уверена, что не по-божески лишать больного последней надежды. Хотя порой кажется — дело безнадёжное: малыш даже взгляда не может сосредоточить, как с ним заниматься? А потом вдруг случается первая победа! К ней приносят детей, от которых отказались другие врачи, а через какое-то время приходят уже родители со слезами на глазах: «Спасибо, что помогли нашему ребёнку!»

Не много профессий, позволяющих творить столь деятельное добро…

Профессия = любовь

Невозможно помогать другим, будучи мизантропом. Любовь к людям вообще и к детям в частности Елена Швердякова считает главным качеством будущего логопеда. Без этого психологически трудно вынести столь тяжкий труд. После окончания Московского педагогического института, где Елена училась на факультете дефектологии, тринадцать лет её жизни было отдано школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи. И трудно там приходилось не только ученикам, но и педагогам, особенно вчерашней студентке.

В девяностые, когда нужда многих загнала в коммерцию, Елена решила попробовать свои силы в кардинально новом деле и взяла отпуск на год с сохранением места. К тому времени уже накопилась такая усталость, что казалось, любая работа принесёт больше радости. Однако призвание есть призвание, и никакие деньги не способны подменить радости от занятий любимым делом. Уже через месяц она стала ловить себя на том, что мыслями находится там, со своими детьми. А к концу года просто дождаться не могла, когда вернётся в любимую школу.

То же переживает она и сейчас во время летних отпусков, работая уже в диспансере г. Юбилейного, жительницей которого Елена Васильевна стала довольно давно. Скучает по своим маленьким пациентам…

Хорошая фамилия

Родом Елена Швердякова из обрусевших немцев. По призыву Екатерины Великой её предки приехали из Германии осваивать русские земли. Тогда их фамилия звучала Шверд. Но прадед Елены, железнодорожник, переехав в соседний город, где не было ни одной католической церкви, прихожанином которой Яков являлся, чтобы выписать метрики детям, был вынужден переделать фамилию на русский манер. Причём мудрить особо не пришлось, он просто написал одним словом свою фамилию и имя, и получилось – Швердяков.

Всё это Елена выяснила, когда на немецкой таможне услышала:

— Шверд? Хорошая фамилия.

По-русски «шверд» значит «меч». Действительно, звучит! Но Елена Васильевна заинтересовалась, почему же родственники, живущие в Германии, остались Швердами, а у неё немного другая фамилия. И всё разузнала и о находчивом прадеде Якове, и других предках, переживших при Сталине известную высылку из Поволжья. Родители отца Елены Васильевны были сосланы в Казахстан, куда им удалось вывести дойную козу, благодаря чему их маленькие дети не умерли с голода. А дед Елены потом каким-то чудом оказался на фронте и сражался с фашистами наравне с русскими, хотя немцев тогда в армию не брали. 

После войны Швердяковы перебрались в Узбекистан, где родилась и Елена, и её сёстры. Успешно окончив школу, все трое поступили в московские вузы, потом вышли замуж и остались в столичном регионе. Затем и родителей перевезли к себе, чтобы не чувствовать беспокойства за их старость.

Ради нашего будущего

На маленьком столике перед зеркалом разные игрушки, которые логопед использует при занятии. Для каждого возраста свои пособия, свои приспособления. Даже обычный листок специалист может легко применить в работе: соорудить ворота, куда ребёнок должен, дуя, загнать скомканную бумажку. И он счастлив от каждой новой победы!

Занятия продолжаются и дома – по тетрадке с заданиями, которые даёт логопед, по методическим распечаткам. Меня это нисколько не удивляет: даже в обычном детском саду логопед всегда следит, чтобы родители с малышами выполняли «домашнюю работу», иначе результата не добьёшься. Работа по развитию речи должна вестись непрерывно, только тогда у ребёнка не будет проблем в школе.

Но почему-то зачастую родители здоровых детей более ленивы в этом отношении, чем мамы и папы малышей с особенностями. А побеспокоиться стоит, если ваш ребёнок не заговорил в три года или в пять ещё не выговаривает половины букв. «Само» проходит далеко не всё, и если такие проблемы наметились в вашей семье, мой вам совет: обратитесь к логопеду – не пожалеете!

Ольга АРТЁМОВА, фото автора