М: Менеджер

20.01.2014

Тропические острова или Антарктида, поездки на собачьих упряжках или прогулки на слонах – индустрия туризма может предложить программу на любой вкус. А воплотит все мечты путешественника  менеджер по туризму.

В нашей стране профессию менеджера по туризму долгие годы окружал ореол романтики. Казалось, как здорово: далёкие страны, новые впечатления, да ещё деньги за это платят... Однако всё так и не так. Люди, выбирающие эту профессию, знают, что их труд  тяжёлый и нервный. Но интересный.

Сегодня в России насчитывается порядка 10000 турфирм. Ежегодно это число растёт, ибо спрос на подобные услуги всё выше. Менеджер по туризму – профессия, предполагающая широкий круг обязанностей. Существуют две её ипостаси. Так, в компаниях-туроператорах менеджер разрабатывает и формирует маршруты. Каждый менеджер отвечает за свой участок работы. Например, бронирование мест, оформление виз и т. д. Несложные операции может проводить менеджер с минимальным опытом работы. Наиболее ответственный участок – разработка нового турнаправления – доверяется специалистам с отличной профессиональной репутацией.

В туристической фирме или агентстве перед менеджером стоят другие задачи. Во-первых, это продажа уже готового туристического продукта – поездки. Во-вторых, привлечение клиентов. В-третьих, поддержание постоянного интереса к путешествиям. То есть в турагентстве менеджер – это связующее звено между туроператором и клиентом. Именно к ним звонят туристы по всем вопросам: задержан ли вылет, можно ли поменять номер в отеле и другим.

– Как-то среди ночи позвонили отправленные мною в поездку отдыхающие из Египта и заплетающимся языком спрашивают, в каком отеле они живут, – рассказывает, одновременно смеясь и негодуя, менеджер по туризму Светлана Хазова. – Я спросонья, но соображаю сразу, отвечаю на вопрос и, конечно, спрашиваю, что случилось. Оказывается, мои туристы так «наотдыхались», что не знают, как сказать таксисту, куда их везти. Это забавный случай, бывают посерьёзнее. В 4 утра звонок из Китая: «Сижу на корабле, не могу поставить штамп в паспорт, не хватает места». Я из Юбилейного тут же мчусь в китайское посольство в Москве и добиваюсь, чтобы в паспорт моему туристу вклеили дополнительную страницу.

Светлана Хазова – менеджер по туризму с пятнадцатилетним стажем. А когда-то после окончания института культуры, где она получила специальность организатора культурно-массовых мероприятий, Света отправилась развеяться в Арабские Эмираты. Ей там очень понравилось. В следующем году она снова поехала, потом ещё. А потом устроилась в этой стране на работу – встречать русских туристов.

Прошло время, и по семейным обстоятельствам Светлане пришлось вернуться домой. Пережив личную драму, она вернулась к любимому делу, устроилась в небольшую туристическую фирму. В последующие годы набиралась опыта и совершенствовала своё мастерство менеджера в туристическом бизнесе, работая в солидных компаниях: «Гранд Круиз», «Вокруг света», «Русская экспедиция», «Азбука отдыха».

– Никогда не забуду, как разревелась от нервного перенапряжения, – приводит пример трудностей работы Света. – Дело было в том, что женщина не могла вылететь отдыхать во Францию из-за внезапной смерти брата. Случай этот вообще-то страховой, но в этот раз страховка не была оформлена, и моя клиентка теряла все отданные деньги. Мне срочно пришлось найти замену туристке, преодолев невозможное число препятствий.

Я знаю Свету с её детства. Маленькой очаровательной девчушкой она вместе с папой и старшей сестрой была актрисой Народного театра ГДО. Росла чрезвычайно общительной и активной. Не удивительно, что, став взрослой, она приобрела навыки специалиста по управлению производством и обращению товаров (так определяется понятие менеджера). Интерес к новому, подвижный ум, гибкость мышления и поведения, коммуникабельность, организаторские способности, умение быстро разрешать проблемные ситуации и управлять собой, хорошая память; высокий уровень переключения и распределения внимания, умение чётко выражать свои мысли и убеждать, терпимость и уважение к людям – всё это сделало Светлану менеджером по туризму. А многолетняя менеджерская деятельность, в свою очередь, помогла укрепить данные природой и воспитанием качества.

– Телефон у меня включён 24 часа в сутки… – не успела Света договорить, как из кармана раздалась привычная мелодия. – Извини, – сказала она и несколько минут объясняла очередному клиенту, какова ситуация с поездкой. – Так что пакуйте чемоданы. Да, вылет завтра. Не волнуйтесь, всё готово. Счастливого отдыха! – Света нажала «отбой» и продолжила мысль, – клиенты не должны нервничать из-за того, что не могут дозвониться. Мои туристы звонят мне тогда, когда у них возникают вопросы, не учитывая разницу во времени различных часовых поясов Земного шара… Кстати, о Земном шаре — вспомнила анекдот. Мужик в турагентстве выбирает, куда бы ему ещё съездить. Крутит глобус и бормочет: «Здесь был, здесь был, тут тоже был… А у вас нет другого глобуса?»

Сейчас у Светланы перерыв в работе. Вернее, её трудовая деятельность приобрела другой характер – она стала мамой. Но маленький Матвейка уже ходит в садик, и Светлана, «зная все менеджерские ходы и выходы», вскоре станет индивидуальным предпринимателем – откроет в Юбилейном своё турагентство. Помещение уже готово, она собирает документы. А пока по старой памяти помогает бывшим коллегам.

– Для успешной во всех отношениях работы надо уметь «интуичить», – открывает свой секрет Светлана. – Бывает, приходит клиент, и через минуту общения внутри меня что-то «щёлкает», я уже точно знаю, что всё будет хорошо!

Снова раздался телефонный звонок:

– Спасибо, мы вернулись, отлично отдохнули! – услышала Света приятный мужской голос. Ответив клиенту, она похвасталась тем, что такие звонки тоже бывают часто.

Менеджер по туризму воплощает мечты об отдыхе, которого каждый из нас ждет с нетерпением. Со стороны может показаться, что это самая интересная и лёгкая профессия. Но отдыхать самому или грамотно организовать другому беспроблемный отдых, который зависит от множества людей и обстоятельств, – это разные вещи.

Оксана ПРУДКОВСКАЯ, фото атвора